Работа курьером в сервисе “Самокат” в СПб и ЛО

Общая востребованность услуг доставки, особенно еды в условиях мегаполиса, способствует появлению череды специализированных сервисов. Помимо тех, что на слуху и в телевизоре, как Яндекс-Еда или Delivery-Club, непосредственно в Санкт-Петербурга и области действуют, например, курьеры Кухни на районе, а также фирма “Самокат”

Столица с областью — крупнейшая агломерация России. Одновременно являясь экономическим и финансовым центром страны, поиск вакансии работы курьером в Спб является наиболее популярным запросом. В силу относительной простоты трудоустройства, как минимум на первых порах. Или в качестве подработки, в том числе студентам. И позволяет более или менее успешно развиваться конкурирующим проектам по доставке товаров все более широкого ассортимента. В частности, в нише курьерской работы между пешим и автомобильным способом. Так сказать оперативней первых и дешевле, чем вторыми — с помощью велокурьера. Причем развитие таких сервисов сопровождается выдачей не только спецодежды, но и главного транспортного инструмента — велосипеда.

Условия работы на фирме Самокат в Санкт Петербурге

Исходя из информации на официальном сайте, сеть интернет-магазинов “Самокат” (ООО “Умное пространство”):

  1. Формируется на основе дарксторов (складов-офисов), расположенных в районах СПб и в ряде городов Ленинградской области. В частности: Шушары, Коптево, Петергоф, Пушкин.
  2. Осуществляет прием заказов через специальное интернет-приложение, его сбор и доставку, как правило, велокурьерами из ближайшего к заказчику.
  3. Начальная вакансия в компании — курьер, но обещают карьерный рост.
  4. Работа курьера, тем не менее, по факту подразумевает довольно широкий круг обязанностей. Помимо непосредственно доставки, различные работы на складе. То есть необходимо, по идее, смотреть трудовой договор по части должностных обязанностей.
  5. Однако с последним, из представленной компанией информации, нет четкой ясности — осуществляется ли строгое соблюдение требований ТК РФ. Поскольку заявленное заключение вместо трудового гражданско-правового договора (ГПХ) не соответствует требованиям российского законодательства. Аналогично является незаконной попытка нанимать самозанятых.

Из остальных деталей, размещенных в сети:

  • доставка продуктов питания и бытовой химии в локации до 3 км;
  • с ежедневной платой ничего не выйдет — пишут, что только в еженедельном режиме, на банковскую карту;
  • размер оплаты — “210 руб. в час на руки”, в Москве — 230 ₽ в час с вычетом налогов (264 ₽ — до вычета), на сайте “Самоката”  информация представлена более заманчиво:
  • “от 32000 до 88000 ₽/мес. даже если нет заказов” или “до 3680 ₽ в день, даже если нет заказов”;
  • формально, свободный график, но все же речь идет о сменах длительностью 6/8/12 часов, в принципе, можно найти и устроиться в нужной локации, например, в режиме 2 через 2;
  • обучение оплачиваемое, по крайней мере так указывают;
  • предоставляется спецодежда и велосипеды от компании.

Требования

С учетом характера доставки, работа скорее подходит больше мужчинам, потому что из требований к соискателям следует:

  • возраст от 18 лет, при этом присутствует негласное ограничение максимального — до 45, потому как это прямое нарушение Конституции РФ и ТК РФ;
  • наличие медкнижки и отсутствие противопоказаний (по физической нагрузке и без хронических заболеваний);
  • российское гражданство;
  • наличие смартфона с ОС  Android версии не ниже 5.0;
  • умение управлять велосипедом, но в случае предоставленного фирмой, необходимо быть готовым к его поддержанию в рабочем состоянии и самостоятельному ремонту;
  • при отсутствии заявок работа по складу;
  • режим работы склад-офиса — с 8.00 до 23.00.

Подводные камни

Первый же негатив должен быть сразу очевиден — характер трудовых отношений. Однозначное требование российского законодательства — заключение трудового договора со всеми вытекающими — строго прописанные должностные обязанности, режим рабочего времени, отдыха, ежегодного оплачиваемого отпуска и т.д.

Никаких таких ГПХ или найм самозанятых не может быть в принципе! Тем более, парадокс существования таких взаимоотношений между формальными (все равно) работодателем и работниками, как “Самокат” и ему подобных, исключает ответственность гражданина за имущество фирмы (будь то товар или велосипед) — попросту договор о полной или частичной материальной ответственности будет считаться действительным только после заключения трудового договора. А привлечь его к ответственности скорее будет нереализуемым.

Хотя ГПХ допускает выдачу от подрядчика исполнителю оборудования под  его ответственность, в рассматриваемом случае такой номер у юрслужбы “Самоката” в суде вряд ли прокатит.

Поэтому особенно нелепо смотрится в качестве саморекламы на сайте — “отсутствие штрафов”. Вообще-то, это само по себе абсолютно противозаконно.

Следующее следствие вольных трактовок российских законов — отсутствие четких трудовых обязанностей, которые изначально должны прописываться в трудовом договоре и должностной инструкции. Из-за чего в Сети немало негативных отзывов от работавших там.

Наконец. не стоит обольщаться оплате, хотя некоторые укажут, что она вполне конкурентна. В ее отношении необходимо понимать, что несоблюдение трудового законодательства приводит к нарушению правил оплаты в выходные, праздничные дни.

Отзывы работавших в “Самокате” в Санкт Петербурге и Ленинградской области

Если ориентироваться на те отзывы, что размещены по адресу https://otrude.net/employers/91312 , то главные претензии к работодателю при средней общей оценке 3 балла из 5:

  • Трудности общения и взаимопонимания с HR-менеджерами (кадровиками).
  • Претензии к качеству спецодежды и велосипедам (старая, изношенная, нестиранная, велосипеды в плохом состоянии, ремонтом которых приходится заниматься самостоятельно).
  • Проблемы четкости должностных обязанностей, следствие чего неправильный или спорный учет рабочего времени.

По первому есть претензии к вопросу кто именно занимается наймом — некоторые пишут, что сомневаются о вакансии от прямых работодателей. Хотя и так очевидно, что без трудового договора, собственно, и нет работодателя — потому что так предписывает ТК РФ. При этом еще жалуются на расхождение между озвученным и полученным на руки, характерный отзыв по этому поводу:

“У вас зарплата указано в вакансии одна, но по сути другая (и не как у других мотиваци + премия от продаж и прочее) а просто некорректные данные”

Правда, перед новогодними праздниками устанавливалась повышенная ставка. По поводу достоверности которой, впрочем, также есть жалобы.

По второму же необходимо понимать, что группа продовольственных товаров для доставки включает, например, воду. Некоторые курьеры в отзывах пишут, что иногда приходится доставлять по 30 и более литров! 

“Тяжёлые товары, которые заставляют носить, могут дать 40 л воды, или 4 заказа суммой 20–25кг, …”

Понятно, что помимо банального неудобства укладки или габаритов, на работе сказывается не только высокая физическая нагрузка — велосипед тоже может не выдержать такое.

“Велосипеды компании барахло, как тут уже отмечали, а на своём работать, я за три месяца его круче чем за год ушатал, потому что чем вел лучше, тем быстрее ездишь, тем больше заказов по сравнению с другими доставляешь, и тебе их по 2–3 грузят, ведь ты же быстрый.”

Велосипеды. Блин, с ними реальная проблема. У нас ЦФЗ новый и новые велики дали, но если честно я думаю с подходом компании к этому вопросу, как сейчас, скоро будет всё очень печально… Поясню… У нас зона доставки где-то 3 км. Я думаю в час велик проезжает около 6 км. В день это где-то (6*16=96), короче, в районе сотни км. Причем это не сто км прогулочного катания на своем велосипеде, когда щадишь и себя и велик. Это жёсткая, часто агрессивная езда с бордюрами, резкими торможениями и т. д. Ну и понятно, что когда велик не твой (они там даже не закреплены за курьерами — какой взял в начале смены, на том и ездишь), а успех твой зависит от скорости доставки и количества ходок, то каким бы ты сознательным и ответственным не был, но в приоритете будут показатели труда, а не велик. Сдерживающими факторами в «насилии» над великом для курьера могут выступать только: а) стах ДТП (получить травму или нанести кому-то материальный или физический вред), б) страх внезапно остаться без главного орудия труда и тем самым навредить своему рейтингу простоем. Я считаю, что если руководство компании полагает, что эти сдерживающие факторы и станут залогом сохранности велопарка, то это наивно с их стороны. Вообще велики это боль!

Велокурьер

Что касается третьего, опять же несоблюдение требований ТК РФ приводит к широкому толкованию что должен делать работник и как можно ограничить его права, хоть и незаконно: в отсутствие заказов работа по складу (учет, проверка сроков годности, разгрузка, укладка, комплектование, уборка помещения и т.д. — в зависимости от конкретного руководства складом-офисом).

Друзья, я вообще считаю, что это нормально когда свое рабочее место ты сам содержишь в порядке, поэтому когда мне сказали, что надо помогать убираться на складе, я к этому отнесся с пониманием. Но вот тут щас прочитал, что и туалеты должны мыть тоже курьеры… Вроде, казалось бы, ну, а что такого? Ну туалет это так естественно — помыл и порядок. Так-то оно так, но ведь курьеры мужчины и когда ты должен за всеми толчок, как (пардон) «опущенный» на зоне, то это как-то… Ну в общем не все готовы на это пойти.

Курьер-сборщик

Очевидно, что особенности современного бизнеса, в том числе сервисов доставки, не вполне вписываются в реалии действующего трудового законодательства. Либо руководство этих фирм считает себя выше или умнее закона.

Да, эти как бы работодатели могут быть удобны для тех, кто без опыта работы или ищет временную подработку.

Однако лучше бы властям наконец обратить внимание на этот бардак у себя под носом — в Санкт Петербург и области, и навести элементарный порядок. Или остается ждать появления у курьеров собственного профсоюза что ли.